Чтобы совершить экскурсию по гребню Перекопского вала, надо приехать в пгт Армянск Красноперекопского района. Советуем осмотреть этот растущий, очень перспективный поселок городского типа, его памятники и другие достопримечательности. Из Армянска идем в северо-западном направлении по автомобильной трассе, которая проходит вдоль Северо-Крымского канала. В четырех с половиной километрах от поселка у ленты асфальта встает высокая земляная насыпь. Это и есть Перекопский вал. Он пересекает Перекопский перешеек в его самой узкой части, преграждая единственный сухопутный переход с материка на Крымский полуостров. Вдоль насыпи, с ее северной стороны, пролегает глубокий ров. И ров, и вал в этом месте пересекают автотрасса и Северо-Крымский канал, а в километре отсюда, по направлению к Сивашу, – железнодорожная линия Херсон–Джанкой.
Свернув с автострады влево, идем примерно два с половиной километра по грунтовой дороге, параллельно земляной насыпи. На берегу залива Перекопский вал обрывается.
Перекопский ров и вал протянулись от Каркинитского залива до Сиваша; их длина – 8475 м. Высота вала от дна рва составляет 18–20 м. Ров, имеющий в ширину 20, а в глубину 10 м, в древности наполнялся водой, так что из Каркинитского залива можно было на небольших судах пройти в Сиваш. Откосы и дно рва были облицованы каменными плитами.
Шагах в тридцати от берега залива со дна рва поднимаются, примыкая к насыпи в возвышаясь над ее гребнем, стены высотой в 15, толщиной более 3 м. Сложены они из известняка и булыжника, облицованы тесаным камнем. Некогда здесь, в начале рва, у самого моря, стояла высокая башня, имевшая форму усеченной пирамиды. Бойницы ее были обращены на север, а задняя стена выходила на земляную насыпь. Такая же башня возвышалась и на восточном конце рва. Всего на валу было четыре башни. Самое главное фортификационное сооружение – крепость Ор-Капу – находилась примерно в центре Перекопского вала, с южной стороны; севернее его со временем возник город Перекоп. От древних бастионов и крепости Ор-Капу ныне остались одни руины. Никто не знает, сколько тысяч лет рву и валу, неизвестно и кто их построил.
Римский писатель и ученый Плиний Старший, живший в I в. н. э., в книге «Естественная история» писал, что перешеек омывается заливом, который носит наименование Каркинитского, что воды озера Бугес (так тогда называли Сиваш) по рву пропущены в море. Вблизи берега залива, в самом узком месте перешейка, находился город Тафрос (в переводе с греческого означает ров, перекоп). Об этом городе упоминал во II в. н. э. географ Птолемей. В Х в. византийский император Константин Багрянородный писал, что на перешейке «древние устроили канал», который превратился в Некропилы (т. е. мертвый проход), и что «много лет этот канал занесен землей и порос густою порослью. По нему ведут только две дороги…».
В эпоху средневековья, в бытность хазар, печенегов и половцев, которые кочевали по причерноморским и приазовским степям, Перекопский ров, никем не расчищаемый, продолжало заносить землей, травой зарастали его откосы.
В период татаро-турецкого владычества Перекопский ров и вал были превращены в сильно укрепленную крепость, своего рода сторожевой пункт на границе полуострова. Само название крепости – Ор-Капу – в переводе означало «ворота в валу со рвом».
Посланник польского короля Стефана Батория Мартин Броневский, в 1578 г. пробывший в Крыму девять месяцев, утверждал, что при хане Сахыб-Гирее на Перекопе были построены 17 каменных башен, а ров исправлен и углублен. Еще раньше, при жизни его отца хана Менгли-Гирея, пять тысяч рабов значительно расширили Ор-Капу, а также укрепления у Сиваша и при выходе в Каркинитский залив. При этом, чтобы вода, заполнявшая ров, не поднималась в бастионы, где были орудийные площадки и ружейные бойницы, в их основания слоями укладывали морскую траву (камку) и засыпали ее глиной.
По гребню Перекопского вала туристы возвращаются к автомобильной трассе, которая ведет из Армянска вдоль Северо-Крымского канала. Берега его обсажены деревьями: сомкнулись кроны акаций, пирамидальные тополя уже поднялись на высоту четырехэтажных зданий. Свежей листвой шелестит кустарник. На крючок любителям-рыболовам попадаются сазаны, щуки, сомы, голавли, толстолобики, белый амур.
В этом месте 17 октября 1963 г. была взорвана перемычка Северо-Крымского канала, берущего начало у Каховского водохранилища. Канал приносит на земли полуострова 1,8 миллиарда кубометров воды ежегодно. Ею крымчане орошают свыше 180 тысяч и обводняют 600 тысяч гектаров земель. Днепровские воды заполнили здесь часть Перекопского рва.
Отдохнув на берегу канала, надо возвратиться в Армянск, на его окраине пройти по мосту через Северо-Крымский канал, в километре от поселка пересечь железнодорожное полотно, а затем продолжать путь по дороге, которая ведет на Крымский завод двуокиси титана имени 50-летия СССР. Там, где эта дорога пересекает Перекопский вал, вновь сделаем остановку. Эта часть оборонительного сооружения является центральной. На южной ее стороне и возвышалась крепость Ор-Капу с городским поселением, обнесенным стенами, а сразу же за рвом, к северу от него, находился город Перекоп. На месте, где был город, сейчас хлебное поле. При вспашке плуги поныне выворачивают на поверхность осколки гончарных сосудов, черепицы, куски камня. В двух километрах отсюда, справа от дороги, ведущей на титановый завод, возникло село, которое в память о разрушенном городе назвали его именем – Перекоп. В селе расположено одно из отделений совхоза «Таврический». К югу от Перекопского вала, где находилось поселение крепости Ор-Капу, остались лишь холмы да груды камней и черепицы.
В давние времена откосы земляной насыпи, каменные стены, башни и небольшие башенки щетинились жерлами пушек, направленных на север. Ров заполнялся водой, уровень которой регулировал шлюз, находившийся у головной крепости. Через ров перекидывался мост – его держали над водой толстые цепи. Этот мост поднимался и опускался, открывая и закрывая ворота, через которые проходили посольства, невольничьи караваны, обозы с хлебом, табуны лошадей, отары овец.
За высокими городскими стенами ханы устраивали смотры своим войскам; отсюда они совершали разбойничьи набеги на украинские, русские, а иногда и польские земли. В 1614 г. 20 тысяч татарских всадников дошли до Москвы, но, получив отпор, повернули к югу. Нередко набеги предпринимались дважды в год, в рейдах участвовало до ста тысяч всадников.
До 60 тысяч пленников ежегодно проходили через ворота Перекопской крепости. Многие попадали на турецкие суда-каторги и галеры. Путешественник Я.Стрейс, бежавший из неволи, рассказывал: «Меня приковали к московиту, который уже более 24 лет пробыл на галере...». Предание гласит, что через ворота крепости Ор-Капу прошел в невольничьем караване и казак Иван Болотников, которому позднее удалось бежать из турецкого рабства. В 1606 г. он возглавил крестьянское восстание на юге России.
Турция не доверяла крымским ханам охрану морских границ и главных дозоров полуострова. Свой гарнизон держала она и в Ор-Капу. Здесь постоянно находилось полторы тысячи, а то и больше янычар – турецких солдат. Над воротами Ор-Капу была высечена из камня огромная сова – символ мудрости, бесстрашия и зоркости. Она устрашающе глядела на каждого, кто въезжал и входил в пределы Крыма.
В начале XVI столетия усилилась борьба Московского государства с Крымским ханством, находившимся в вассальной зависимости от Турции. В 1555 г. Иван Грозный отправил к Перекопу боярина-воеводу И.В.Шереметева с 13-тысячным войском. В последующие годы русские войска против татар и турок водили дьяк Д.Ржевский, воевода Д.Ф.Адашев. В течение многих лет борьбу с татаро-турецкими поработителями вели запорожские казаки. Нередко они действовали совместно с русскими воинами. Силы двух братских народов умножились после воссоединения Украины с Россией в 1654 г.
В 1737 г. крымского хана, который с главными силами стоял у Перекопа, удалось обмануть генерал-фельдмаршалу П.П.Ласси, предпринявшему хитрый маневр. Он прошел по Арабатской стрелке и, неожиданно появившись с юга, в тылу у татар, нанес им ощутимый удар. На следующий год к перекопским укреплениям, за которыми засели 40 тысяч татар и турок, 30-тысячное войско вновь привел генерал П.П.Ласси. Он и теперь не стал брать крепость в лоб, а пошел вброд через Сиваш. Совершив в течение лета и осени несколько успешных рейдов на полуостров, русские войска все же вынуждены были отойти в южно-украинские степи: у них пока недоставало сил для того, чтобы закрепиться в Крыму.
Ход войны изменился в пользу России в 1770 г., когда командование войсками, действовавшими против татар и турок, принял выдающийся полководец фельдмаршал П.А.Румянцев. В ночь с 13 на 14 июня 1777 г. стены и башни Перекопа превратила в руины армия под командованием князя В.М.Долгорукова, а еще в марте 1777 г. отряд под командованием А.В.Суворова продвинулся далеко в глубь полуострова.
После длительных войн и сложной дипломатической борьбы Крымское ханство было объявлено независимым от Турции, а в 1783 г. его территория была присоединена к России. Крепость на валу и сам вал потеряли свое значение. Численность населения в городе Перекопе стала резко сокращаться. Путешественник А.Демидов, посетивший Таврию в 1837 г., писал: «Перекоп, по-настоящему, нельзя назвать городом, это просто большая деревня. В Перекоп мы въехали по мосту, перекинутому через ров, довольно глубокий, но уже начинающий обваливаться. В этом городе только одна улица, чрезвычайно широкая. Справа и слева мы видели много домов, очень далеко друг от друга стоящих, все они в один этаж и покрыты тесом и камышом. Впрочем, несмотря на бедную внешность, эта деревня очень важна по своему местоположению. Она отделяет Крым от остальной России и замыкает вход в него. В Перекопе находится главная таможня; здесь складочное место огромного количества соли, добываемой из соседних морей и озер».
В 1855 г. в Перекопе проживали 4116, в 1880-м – 1823, а в 1894-м – лишь 400 человек, т. е. меньше, чем в каком-либо другом городе Крыма. Газета «Крымский вестник» в 1900 г назвала его «умирающим городом».
С Перекопом связаны незабываемые страницы гражданской войны. В Присивашье не раз происходили тяжелые бои с белогвардейцами; Перекоп неоднократно переходил из рук в руки и в 1919-м, и в 1920 гг. В начале апреля 1919 г. он был взят 1-й Заднепровской дивизией, которой командовал П.Е.Дыбенко. 75 дней продержалась тогда Советская власть в Крыму. В январе 1920 г. красные полки вновь загнали белогвардейцев за укрепления Перекопского вала, но у них тогда было недостаточно сил, чтобы продвинуться дальше; предстояло подготовиться к решительному наступлению. В конце октября 1920 г. после разгрома на Каховском плацдарме в Крым отошли войска барона Врангеля. Врангелевцы усилили укрепления на Перекопском перешейке новыми фортификационными сооружениями, для чего использовали камень и деревянные части построек города Перекопа, сильно разрушенного еще при наступлении немцев в 1918-м и в боях с деникинцами в 1919 г.
30 октября, осмотрев укрепления Перекопского вала, Врангель, которого сопровождали прибывшие из Англии и Франции военные советники, генералы и адмиралы, заявил, что это будет второй Верден, и добавил: «Много сделано, многое предстоит еще сделать, но Крым уже и отныне неприступен»...
Глубокий ров, сотни пулеметов, десятки орудий, танки преграждали путь красным войскам. Перед валом пролегли четыре ряда заминированных проволочных заграждений. Наступать приходилось по открытой местности, которая простреливалась на несколько километров. Крепким был перекопский «орешек», но части Южного фронта, которым командовал прославленный полководец гражданской войны М.В.Фрунзе, взяли его, лавиной двинувшись на укрепления врага. Об отваге тех, кто шел тогда на штурм Перекопа, Николай Тихонов писал: «Мертвые, прежде чем упасть, делали шаг вперед». А живые, не дрогнув, шли сквозь огонь, готовые погибнуть за дело революции.
...Был в Уральской Огневой бригаде командир взвода разведчиков Валентин Невзоров. В бою под Каховкой он уничтожил танк противника, в разведке под городом Александровском добыл важные сведения из белогвардейского штаба. Разведчики Невзорова первыми поднялись на штурм Перекопского вала. А когда в атаке погиб командир, бойцы узнали, что их отважный товарищ – не Валентин, а Валентина Невзорова, восемнадцатилетняя комсомолка из Киева. В записке, обнаруженной в комсомольском билете, Валя писала, что ей, как девушке, не доверят боевых поручений, поэтому она выдала себя за парня.
У подножия вала пал сраженный пулей бывший ивановский рабочий, комиссар 455-го стрелкового полка Безбородов, поднявший бойцов в атаку. После четырех атак на укрепления Перекопского вала в Уральской Огневой бригаде осталось менее трети состава. Почти полностью полег в Присивашье прибывший с Урала первый Крестьянский коммунистический полк «Красные орлы». Несчетное множество красных бойцов схоронили твердые, как камень, солонцы. И сейчас, как часовые, стоят на братских могилах обелиски. В одной из могил, расположенной вблизи от вала, в поле, откуда шла на штурм вражеских укреплений Уральская бригада, похоронено 350 павших героев.
Наследниками их славы стали советские воины, защищавшие Перекоп в грозном 1941 г. Отважно сражались с врагом бойцы 156-й стрелковой дивизии 51-й армии (командующий генерал-полковник Ф.И.Кузнецов). Группой войск на перешейке командовал генерал-лейтенант П.И.Батов, впоследствии генерал армии, дважды Герой Советского Союза.
Каждый бугорок, каждый метр перекопской земли отстаивали в те осенние дни советские воины. «Драться до последнего, лучше умереть, но врагу не сдаться», - решила разведрота лейтенанта Доскина (его имя и отчество неизвестны, как неизвестны не указанные в этом очерке инициалы других воинов). Отбив более десяти атак гитлеровцев, уничтожив до трехсот вражеских солдат, подразделение сумело пробиться из окружения. В одном из боев был израсходован последний снаряд, в живых остался лишь командир орудия Фролов. Окруженный фашистами, он взорвал пушку, при этом погиб и сам. На Перекопе, у с. Куда (ныне с. Волошино), был смертельно ранен командующий бронетанковыми войсками 51-й армии генерал-майор С.В.Борзилов, который в гражданскую войну командовал в этих местах эскадроном. В критический момент боя он лично повел пехотинцев в атаку. Линию обороны удалось восстановить.
Осенью 1941 г. под натиском превосходящих сил противника нашим войскам пришлось оставить Присивашье. Благодаря их отваге и мужеству было выиграно время для переброски Приморской армии из Одессы в Крым и организации обороны Севастополя, для эвакуации из Крыма народнохозяйственных грузов, оборудования многих промышленных предприятий (в том числе и Перекопского бромного завода).
Через два года у легендарного Перекопского вала вновь загремели бои. На рассвете 1 ноября 1943 г. полки двух корпусов – 4-го Кубанского кавалерийского под командованием генерал-лейтенанта Н.Я.Кириченко и 19-го танкового под командованием генерал-майора И.Д.Васильева с ходу прорвали оборону противника на перешейке. Имея с обеих сторон, на откосах Перекопского вала, и впереди себя позиции врага, подошедшие части в упорных, кровопролитных боях более пяти месяцев отстаивали плацдарм. 8 апреля 1944 г. с Перекопского и Сивашского плацдармов пошли в решающее наступление войска 4-го Украинского фронта.
На перекопской земле в 1944 г. подвиг Александра Матросова повторили П.Г.Карелин, А.К.Коробчук, А.Т.Соколов, А.Д.Корчака. Десять частей и соединений, отличившихся в боях на подступах к Крыму, получили почетные наименования «Перекопских» и семнадцать – «Сивашских».
«Степи перекопские... - пишет в романе «Тройка» лауреат Ленинской премии Олег Гончар. - Наверное, нет другого такого места на планете, где тело земли было бы так густо начинено металлом войны, где стрелки компасов так танцевали бы от искусственных аномалий. Словно по фронтовым дорогам, прошли саперы впереди строителей магистрального канала, вынимая из земли проржавевшие мины, тяжелые авиабомбы и целые свалки артиллерийских снарядов, что, как гадюки в гадючнике, дремали в этой земле, скрытые бурьянами».
Ныне над грозным валом, над братской могилой, в которой похоронено более пяти тысяч советских воинов, возвышается четырехгранный обелиск с надписью: «Вечная память героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины в 1941–1944 гг.». Чуть поодаль ввысь взметнулся памятник, увековечивший подвиг участников штурма Перекопа.
Крутая бетонная лестница ведет с вершины вала в глубокий ров, где в апреле 1944 г. саперы вырыли землянку для командного пункта 4-го Украинского фронта. Над входом установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь 8 апреля 1944 г. во время штурма Перекопа находился командный пункт Маршала Советского Союза А.М.Василевского и генерала армии Ф.И.Толбухина».
Ежегодно в День Победы на Перекопском валу собираются, чтобы почтить память павших героев, десятки тысяч жителей близлежащих районов. Крымской и Херсонской областей. Из разных уголков страны приезжают на эту священную землю ветераны. Пересекая вал, гудят тепловозы, они салютуют тем, кто погиб здесь, защищая Родину. Люди несут к подножию обелиска цветы, несут свою печаль, признательность и любовь.
Уходя с Перекопского вала, поклонитесь и вы героям, почтите память тех, кто в годину тяжких испытаний отстоял свободу Отчизны.